Египет без пирамид — едем в Луксор | Interesting Places

Египет без пирамид — едем в Луксор

Египет, Карнак

Усыпальницы Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина) — все сто процентов приезжающих в эту страну иностранцев считают своим долгом если не осмотреть некрополь в Гизе, то хотя бы там «отметиться». Список имеющихся в Египте пирамид, разумеется, этими тремя не исчерпывается. Их обнаружено больше ста. Некрополи близ Каира — Саккара, Дахшур, Абу-Сир, Мейдум не нуждаются в рекламе, и здесь беглый осмотр не годится. Нужно как следует осмотреть каждый уголок, чтобы по достоинству оценить спокойную, величественную и строгую красоту этих ансамблей — пирамид, мастаб, храмов.

Но в Египте сохранилось еще множество мало знакомых туристам заупокойных сооружений, вроде кирпичных пирамид фараонов ХI–ХII династий Среднего царства. Увы, их внешний вид может вызвать желание познакомиться с ними поближе лишь у археологов или «маньяков» туризма.




Тем не менее, пирамиды — это еще далеко не весь Египет. Возьмем, например, Луксор — «туристическую Мекку» страны. Этот красивый и уютный провинциальный городок, тихий и спокойный в сравнении с безумным Каиром, в прошлом был блестящей столицей фараонов — великими Фивами.

Фивы — это, естественно, греческое название, вызывающее ассоциации с Гомером, «стовратными Фивами» и прочими героическими «преданиями старины глубокой». Но почему греки дали столице Египта название своего беотийского города — никто толком не знает, а предлагавшиеся этимологии считаются неубедительными. Самое распространенное египетское название Фив — Уасет. Его могли описательно именовать «южным градом» или просто «городом», по-египетски «ниут».

Луксор, Египет

Своей славой Фивы обязаны, в первую очередь, правителям Нового царства, которые отстроили город и его окрестности так, как и подобало имперской столице. Именно от этих величественных развалин — храма Амона-Ра, для удобства именуемого «Луксорским», комплекса Карнака, а также от многочисленных памятников на западном берегу Нила — Долин царей и цариц, храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и других, и захватывает дух у современных «паломников».

Но на самом деле Уасет намного древнее. Первое поселение возникло здесь, на восточном берегу Нила, еще в эпоху Древнего царства. Тогда Уасет был «глухой губернией», ничего выдающегося из себя не представлявшей. Возвышение Фив до общегосударственного уровня начинается лишь с ХI династии Среднего царства.

К той же эпохе, ко времени правления Ментухотепа IV, относится и первое солидное сооружение в Дейр-эль-Бахри — скальной долине на западном берегу. Это — ступенчатый храм, который представляет собой вырубленную в скале галерею, ведущую вглубь на 150 м к подземному помещению. Храм Ментухотепа IV сохранился крайне скверно. На его развалины, находящиеся рядом со знаменитым святилищем Хатшепсут, туристы часто даже не обращают внимания. А между тем историки полагают, что именно он вдохновил строителей ХVIII династии на их собственный шедевр, ради которого все, собственно, и ездят в Дейр-эль-Бахри.

Храм в Дейр-эль-Бахри, Луксор

Звезда Фив взошла над Черной землей, как египтяне именовали свою страну, к концу переходного периода между Средним и Новым царствами. Именно фиванские правители ХVII династии Секененра и его старший сын Камес начали изгнание из Египта гиксосов — конгломерата азиатских, по преимуществу семитских племен, хлынувших в Дельту около 1700 г. до н.э.

До нас дошли останки Секененра. Он погиб в бою, получив несколько ударов боевым топором или палицей по голове. Посетители Египетского музея просто шарахаются от этого экспоната с развороченной черепной коробкой и совершенно диким оскалом челюстей, и все оставшееся время ведут себя тихо и смирно. Возможно, именно этого эффекта хотела достичь музейная администрация, выставив его мумию в открытой экспозиции.

То, что сейчас осталось от Уасета — жалкие остатки былой роскоши. Постепенное умирание города началось с VII в. до н.э., когда с Египтом вообще и с Фивами в частности случилась крупная неприятность. Во время войн 70–60-х годов город был взят солдатами Ашшурбанапала (668–626 гг. до н.э.).

Луксор, Египет

У современных ученых этот ассирийский царь пользуется репутацией образованного и просвещенного монарха. В его дворце в Ниневии была обнаружена огромная библиотека — более 20 тысяч клинописных табличек, своего рода энциклопедия науки и литературы Шумера, Вавилонии и Ассирии. Тексты для нее Ашшурбанапал отбирал лично. Именно этому собранию мы обязаны большей частью наших знаний о культуре древней Месопотамии.

Одним словом, «интеллигент». Там, у себя, в Ассирии. Но когда его солдатня ворвалась в Фивы… Сам Ашшурбанапал на стенах своего ниневийского дворца отчитался об этих событиях так: «Одним я отрубил руки, другим я отрезал уши и отрубил конечности. Многим я выколол глаза. Я развесил головы на деревьях вокруг города». Город разграбили и украли из храмов все, что можно было унести. Впрочем, Фивам еще «повезло». Мемфису пришлось хуже. Его ассирийцы вообще стерли с лица земли.

С этого времени Фивы неуклонно приходили в упадок, а его великолепие стало меркнуть. Еще один удар нанесли по городу Птолемеи. В 84 г. до н.э. он был почти полностью снесен. Зачем? Чтобы не создавал конкуренции Александрии. И уже ко временам римского владычества от него осталась груда развалин.

Дорога сфинксов, Луксор

На восточном берегу Нила, в одном из предместий Фив, в глубокой древности находился небольшой храм Амона — одного из многочисленных богов солярного цикла. Тогда он был сугубо локальным божеством фиванского нома. Но по мере возвышения Фив возрастало и значение Амона. В конце концов египетские теологи «скрестили» его с Ра — тоже солнечным божеством, но более древним и родом из других мест. Ра, кроме всего прочего, еще со времен Древнего царства считался особым покровителем фараонов. В результате смешения культов получилось некое синкретическое божество — Амон-Ра. Он в конечном счете возглавил египетский пантеон.

Храм Амон Ра, Луксор

Храм в его честь был построен, вероятно, во времена ХII династии. В начале ХIV века до нашей эры фараон Аменхотеп III, у которого средств хватало, а дел, кроме внутренних, особо не было, приказал его разобрать и построить новое святилище. Архитекторы выполнили поставленную задачу, а также пристроили к нему великолепный передний двор с колоннадой. Его многие искусствоведы считают чуть ли не лучшим архитектурным шедевром из всего, что сохранилось в Египте. Действительно, очень элегантный и благородный дворик, колонны, несмотря на свои размеры, выглядят легкими, аккуратными и изящными.

А зодчие на этом не остановились. Они решили воздвигнуть впереди всей совокупности построек новый, еще более величественный зал. Там по продольной средней линии расположены в два ряда гигантские колонны, совершенно превосходившие по величине все когда-либо до того момента воздвигавшееся в Египте…

Когда будете в Луксоре пытаться по сохранившимся развалинам представить себе, как это все выглядело изначально — не забудьте, что там еще должны были быть стены, крыша и еще много что. А кроме того, древнеегипетская архитектура была полихромной.

Храм Амон Ра, Луксор

Современные египтологи неласковым словом поминают сына и преемника Рамсеса II — Мернептаха, который в один прекрасный момент снес заупокойный храм Аменхотепа III на западном берегу Нила. Сейчас практически единственное, что от него осталось — так называемые «колоссы Мемнона».

Аменхотеп III умер, не закончив фиванского храма Амону-Ра. Следующим затеял здесь крупное строительство Рамсес II, который за 67 лет своего правления успел приложить руку едва ли не ко всем каменным сооружениям в Египте. Именно ему принадлежит огромный (65 м в ширину) главный пилон с барельефами на одну из любимых тем египетских мастеров ХIII в. до нашей эры — войн с хеттами, а также следующий за ним зал, украшенный двойным рядом колонн с папирусовидными капителями.

В итоге получился храмовый комплекс 260 м в длину. В туристическом просторечье для удобства он именуется «луксорским», поскольку храмов в честь Амона-Ра в Уасете не строил только ленивый.

В прошлом главному пилону предшествовали два обелиска и шесть статуй — две сидящих и четыре стоящих. Один из обелисков (тоже Рамсеса II), 25 м в высоту, стоит, где стоял. Второй в 30-х годах ХIХ в. был увезен во Францию и установлен на парижской площади Согласия. Каменные колоссы 15,5 м в высоту тоже сильно пострадали от времени. Их осталось, что называется, два с половиной.

Статуя Рамзеса, Карнак, Луксор

Проходя через главный пилон, или, проще говоря, ворота, можно понять, что Рамсес II, будучи сам ростом около 2 м (в чем можно удостовериться, взглянув на его мумию в Египетском музее), средних размеров в архитектуре тоже не признавал. В этой мысли окончательно придется утвердиться в так называемом «гипостильном зале» Карнака — главного общегосударственного святилища времен Нового царства.

Назвать это храмом нельзя. Это целый «мегаполис» площадью около 2 кв. км, иногда именуемый каменной летописью истории Древнего Египта. Впервые попав туда, вы обязательно заблудитесь, утратите ориентацию в пространстве и хронологии. Не получится и осознать Карнак единым архитектурным ансамблем — он им не является. Культ Амона существовал здесь около 1500 лет и каждый правитель Египта считал своим долгом в Карнаке что-то построить, разломать, переделать и обязательно «отчитаться» в письменном виде о своих земных подвигах и деяниях.

Карнак, Луксор

В строительстве «гипостильного зала», образно именуемого «лесом колонн», участвовали по меньшей мере три–четыре фараона. Центральный неф строил Аменхотеп III, боковые — начал Рамсес I, Сети I продолжил, Рамсес II сделал большую часть работы, Рамсес IV завершил окончательно. В результате получились настоящие каменные джунгли. Во дворе длиной 102 м и шириной 54 м возвышаются 134 колонны высотой более 20 м.

Никто не отрицает — зал действительно производит очень сильное впечатление. В первую очередь колоссальными, подавляющими психику размерами. На базу такой колонны трудно взобраться без посторонней помощи. А на одной капители, как считают, могут стоять от 50 до 100 человек.

Но здесь Рамсеса II можно начинать ругать. Причем не только за качество рельефов. Его архитекторам, а имена их известны, отказало чувство меры. Для такого количества колонн столь внушительных габаритов двор кажется слишком тесным. Вся эта тяжеленная масса камня зрительно сдавливает пространство в проходах, и без того небольших, превращая их в щели.

Храм Карнак, Луксор, Египет

И вообще, в ХIII в. до н.э. в египетском искусстве стала наблюдаться тенденция брать количеством за счет качества. Это видно по многим архитектурным сооружениям той эпохи.

Читайте также : Отдых в Египте, лучшие курорты и экскурсии

Отдых в Шарм-эль-Шейхе