Информационные технологии в библиотеке. Новые технологии в библиографическом обслуживании. Информационные технологии в управлении организацией

Информатизация общества, являющаяся одной из ключевых закономерностей социального прогресса, коснулась и библиотечной сферы. Это позволило не только открыть принципиально новые возможности, но и вывести процесс информатизации на более высокую ступень. Какие же новые технологии в библиотеках получили наибольшее распространение?

Информационные технологии и библиотеки

Ключевой причиной преобразования библиотечного дела послужило изменение социальных потребностей в информации. Одним из основных способов ее реализации стало задействование IT.

Сегодня новые технологии в библиотеке – это комплекс взаимосвязанных инженерных, технологических и научных решений, которые позволяют повысить скорость и качество поиска, хранения и предоставления информации. За счет оптимизации технологических процессов в разы увеличивается и производительность труда.

IT позволили превратить библиотечное дело в массивную отрасль индустрии информации, оборудованную компьютерной техникой, системными технологиями обработки и передачи, нетрадиционными распространителями информации. Это дало возможность на базе задействования каналов связи и применения программного обеспечения гарантировать комплексное решение задачи:

  • изменить методы сбора информации;
  • трансформировать процесс обработки и комплектования фондов;
  • преобразовать методы библиотечного обслуживания.

Все это позволяет создать единое информационное пространство, которое в полной мере обеспечивает удовлетворение нужд пользователей.

IT в библиотечной практике

Если раньше книгохранилища предоставляли только доступ читателей к информации внутренних фондов, то сегодня благодаря задействованию новых информационных технологий обеспечивают доступ к внешним.

Сегодня сотруднику читальни не достаточно знать точного места расположения того или иного издания на полках внутреннего фонда, ведь в его распоряжении миллионы таких полок виртуального мирового хранилища. По этой причине параллельно с оснащением книгохранилищ осуществляется и повышение уровня сотрудников с тем, чтобы они в совершенстве владели технология поиска и обработки электронной информации.

Чтобы повысить квалификационные навыки работников и в полной мере оказать методическую помощь на сайтах многих крупны библиотек создаются виртуальные методические кабинеты. Наглядным примером симулированного методобъединения может выступить: Липецкая областная, Свердловская научная и Калининградская детская библиотеки.

Такие дистанционные методические кабинет успешно решают сразу несколько задач:

  • предоставляют в широкий доступ нормативно-правовым документам;
  • выступают инструментом налаживания диалога с целью обмена информацией;
  • предоставляют систему ссылок, которые могут быть полезны библиотекарям.

Нередко виртуальные методические службы включают разделы, которые оказывают практическую поддержку в работе, и рубрики с видеоуроками, на темы: как дезинфицировать документы и проводить санитарный день, как ремонтировать книги…

Чтобы повысить эффективность функционирования самих библиотек и расширить ассортимент предоставляемых услуг, в больших городах функционируют информационные порталы. Они в интерактивном режиме предлагают услуги информационной справки и online-консультирования. Самые популярные темы таких форумов: как подготовить изображения для заливки на сайт, какие требования к цифровым материалам НЭБ, все об авторском праве…

Не менее популярна еще одна форма повышения квалификации именуемая как вебинар. Это своего рода онлайн-встречи в режиме текущего времени. Связь между участниками поддерживается посредством программного обеспечения с задействованием всемирной сети. Во время такой веб-конференции участники могут дискутировать и обмениваться медиафайлами. Для проведения вебинаров организаторы задействуют как платные, так и бесплатные интернет-платформы.

Формирование информационно грамотного братства невозможно без привлечения информационных ресурсов, поданных в электронном виде. Эта форма позволяет выйти на качественно новую ступень по созданию, сбережению и расширению информации, которая дает возможность обеспечить более результативное ее использование.

Библиотеки всегда являлись своего рода интеллектуальным делегатом между соискателями и сведениями. Их электронные аналоги выступают принципиально новым видом фонда, в котором собранная человечеством информация переведена в новую форму. Они обеспечивают доступ как к внешней информации, так и внутренней, собранной в рамках локального депозитария. Архивы учебной и общенаучной информации электронных депозитариев включают методические пособия, книги и научные статьи.

Помимо научных и литературных текстов в состав упорядоченной коллекции могут входить медиафайлы и компьютерные программы. Форматы хранения размещаемых произведений позволяют читать тексты в онлан-режиме или скачивать на компьютер пользователя.

Интернет ресурсы

В настоящее время интернет является самым популярным и большим межсетевым объединением в мире. Он соединяет сотни тысяч локальных и федеральных сетей, что в общей массе составляет миллионы пользователей.

Внедрение новых информационных технологий в библиотеках и возрастающая активность задействования интернет ресурсов дает возможность пользователям иметь доступ к скачиванию отдельных книг и безлимитному просмотру:

  • справочников и энциклопедий;
  • электронных каталогов;
  • ретроспективных и текущих библиографий;
  • новостной информации;
  • указателям журнальных статей.

Но сегодня все более востребованными становятся не столько сами информационные ресурсы, а скорее системы управления ими. Разработанные программы из серии интеллектуального поиска позволяют в считанные секунды находить нужную информацию, задействуя для этого сотни тысяч информационных ресурсов. Эти средства беря на себя самую кропотливую часть процесса по поиску данных позволяют упростить работу с информацией посредством ее упорядочения и систематизации.

Все эти новшества позволяют не только превратить библиотеки из локальных ресурсов в онлайновые электронные, но изменить приоритеты издательств к созданию сервисов, которые будут меняться, подстраиваясь под потребности пользователей.

Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в загадочный мир Интернета. С каждым годом все больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов. Использование информационных технологий в работе библиотекаря дает возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии как средство эффективного информационного обеспечения пользователей библиотеки

Е.В.Филиппова, библиотекарь

МБОУ «Школа № 17», г. Полысаево

Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в загадочный мир Интернета. С каждым годом все больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов, да и мы сами школьные библиотекари большую часть поиска осуществляем через Интернет-ресурсы.

Однако для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но еще и информационным специалистом, который владеет навыками и знаниями поиска информации в сети. Использование информационных технологий в работе библиотекаря дает возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы.

Перед современной школой стоит важная задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека путем привлечения детей к чтению с опорой на информационные технологии. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе – главная проблема современности, поэтому главным направлением работы нашей школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.

В своей работе использую средства ИКТ для проведения уроков, бесед, выставок, обзоров и различных мероприятий. Презентации Power Point использую в качестве демонстрационного и сопровождающего материала. Использование презентационных выступлений позволяет сделать мероприятие ярче, акцентировать внимание читателей. В нашей библиотеке имеются, к сожалению только два компьютера, доступ к Интернету и копировально-множительная техника. Электронный фонд пополняется собственными коллекциями материалов со ссылками, шаблонами оформления титульного листа учебного реферата, варианты библиографического описания книг, статей, электронных ресурсов для грамотного оформления списков использованных источников в соответствии с ГОСТами. Ими пользуются как учащиеся, так и педагоги. Использование мультимедиа ресурсов позволяет преподавателю использовать их как дополнительный материал к уроку, как справочно-информационные пособия, в качестве консультанта, тренажера, контролера знаний, способствующих более глубокому усвоению информации.
Интерактивная предметная медиатека «Образование третьего тысячелетия», успешно используется учителями-предметниками.

Одной из задач библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства школы является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию Интернет-ресурсов для его использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа.

В настоящее время много русских библиотечных ресурсов. Такие гиганты как Государственная публичная научная техническая библиотека http://www.gpntb.ru/, Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/, Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/, Государственная публичная историческая библиотека http://www.shpl.ru имеют в Интернет богатые красочные страницы.

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек позволяет создавать собственные информационные продукты, которые помогают пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Каждый год для учащихся составляю списки внеклассного чтения, тематические памятки, буклеты, книжные обозрения, консультирую в процессе работы с мультимедиаресурсам. Полученные школой CD – диски по различным общеобразовательным предметам стали основой для создания фонда медиаресурсов.

Новые информационные технологии в практике работы библиотеки, доступ к Интернету значительно повысили статус школьной библиотеки. Наряду с печатными изданиями в библиотеку поступают издания в электронной форме («1 сентября»), а доступ к ним позволяет оперативно и наиболее полно организовать получение информации. Научившись читать, каждый школьник должен грамотно овладеть инструментом, с помощью которого добываются знания, необходимая информация, т.е. документ (книга, периодика) как в традиционном его виде, так и в электронном варианте. И чем раньше он овладеет навыками работы с информацией, научится ее добывать, критически оценивать и пользоваться, приобретет необходимость в постоянном ее использовании, тем больше уверенности, что он не потеряется в мире информации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Контрольная работа

по дисциплине « Библиография и библиотековедение »

Тема: « Новые информационные технологии

в библиотечном деле »

Санкт-Петербург 2014 г.

Введение

1. Информатизация общества

2 . Современная библиотека: автоматизация и новые возможности

2.1 ИРБИС

2.2 АБИС

2.3 Библиотечное RFID-оборудование

3 . ИКТ-технологии на службе у библиотек

4. Инновации в библиотечном деле

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

2014 год объявлен в России Годом культуры, что самым непосредственным образом касается библиотек. Главной проблемой сохранения библиотеки как просветительского и культурного учреждения является проблема привлечения читателей и формы работы с читателями.

Поиск новых форм работы с читателями - задача трудная, но преодоление трудностей порой становится стимулом к поиску новых решений, применение которых на практике дает весьма успешные результаты. библиотека автоматизированный инновация

В данной работе описаны процессы автоматизации, основные направления деятельности современных библиотек. Большое внимание уделено информационным ресурсам, информационным технологиям и информатизации общества применительно к библиотечному делу.

Предмет данной работы - новые информационные технологии в библиотечном деле.

Цель работы - показать, как новые информационные технологии применяются в современных библиотеках.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Изучить литературу по теме работы;

Указать, как информатизация общества влияет на все сферы жизни;

Описать новые возможности автоматизации современной библиотеки;

Перечислить основные инновации в библиотечном деле.

Теоретическую баз у работы составили книги Л.И. Алешина, С.Р. Баженова, Г.Г. Галаничева, Н.Б. Голубенко, лекции М.Я. Дворкиной и материалы девятнадцатой международной научной конференции (Москва, 23-24 апреля 2014 г.) «Библиотечное дело - 2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры и образования».

Работа состоит из введения, четырех частей, заключения и списка использованной литературы.

В приложении содержатся материалы, иллюстрирующие приведенные в основной части работы положения. Также дана информация региональных СМИ о применении новых технологий в библиотечной системе.

1. Информатизация общества

Информационные технологии (ИТ) - это обобщенное название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютерные технологии - это передний край науки XXI века.

Информационная революция конца ХХ - начала XXI века существенно изменила роль библиотек. Библиотеки все больше становятся информационно-ресурсными центрами, оснащенными современными средствами обработки, хранения и передачи информации. Расширился спектр услуг библиотек. Это место не только для хранения и выдачи книг и журналов, но и центры для обеспечения широкого доступа населения к сети Интернет, подбора важного информационно-аналитического материала, формирования электронных библиотечных каталогов и полнотекстовых баз данных. Применение новых информационных технологий в сотни раз увеличило возможности доступа к искомой информации.

Развитие библиотечных автоматизированных систем является отражением развития информационных технологий в целом. Сам компьютер по принципу действия и структуре очень напоминает традиционную библиотеку. Даже термины в компьютерной технологии позаимствованы из библиотечной терминологии: «библиотека исходных модулей», «каталог», «библиотека загрузочных модулей» и т. д. Процесс обслуживания пользователя в персональном компьютере очень напоминает процесс оказания услуг читателям в библиотеке. Поиск данных в каталоге, процесс хранения, классификация параметров, каталогизация и другие процедуры довольно схожи.

Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и их программно-аппаратным обеспечением, в том числе через Интернет, выполняются в России с 1995 г. и поддерживаются рядом государственных научно-технических программ. Например, подпрограммами «Федеральный информационный фонд по науке и технике» и «Информатизация России» Федеральной целевой научно-технической программы Миннауки России «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», межведомственной программой «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» и рядом других.

В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития (РФТР) объявили конкурс и по его итогам начали финансирование ряда проектов, связанных с решением проблемы электронных библиотек. Имеется ряд решений по развертыванию полномасштабной Межведомственной программы «Электронные библиотеки России» (ЭБР), которая должна совместно с уже имеющимися проектами и программами в этой сфере решить проблему создания инфраструктуры, обеспечивающей повышение качества процессов накопления, сохранения и эффективного использования электронных информационных ресурсов.

2. Современная библиотека: автоматизация и новые возможности

Значимость информатизации и новых технологий сегодня несомненна, они позволяют библиотекам быть конкурентоспособными на рынке информационных услуг.

В последние годы приоритетным направлением является внедрение новых компьютерных технологий, меняющих информационный сервис, улучшающих качество и оперативность информационного обслуживания пользователей.

Бурное развитие науки и промышленности в ХХ-ХХI веках, неудержимый рост объемов поступающей информации привели к тому, что человек оказался не в состоянии воспринимать и перерабатывать весь объем поступающей информации. Возникла необходимость классифицировать поступления по темам, организовывать их хранение, доступ к ним, понять закономерности движения информации в различных изданиях и т. д. Роль библиотек в этом деле становится одной из главных.

2.1 ИРБИС

Система автоматизации библиотек ИРБИС представляет собой типовое интегрированное решение в области автоматизации библиотечных технологий и предназначена для использования в библиотеках любого типа и профиля. Система полностью отвечает международным требованиям, предъявляемым к подобного рода системам, и поддерживает все отечественные библиографические стандарты и форматы. Система позволяет описывать все виды изданий.

Система полностью совместима с международными форматами UNIMARC и USMARC на основе средства двухсторонней конверсии данных, а также поддерживает Российский коммуникативный формат RUSMARC.

ИРБИС позволяет создавать и поддерживать любое количество баз данных, составляющих Электронный каталог (ЭК) или представляющих собой проблемно-ориентированные библиографические базы данных (БД).

Система предлагает технологию автоматического формирования словарей, на основе которых реализуется быстрый поиск по любым элементам описания и их сочетаниям. Средства каталогизации позволяют обрабатывать и описывать любые виды изданий, включая нетрадиционные, такие как аудио- и видеоматериалы, компьютерные файлы и программы, картографические материалы, ноты и т. д.

Система поддерживает традиционные «бумажные» технологии, предоставляя возможности для получения широкого спектра выходных форм: начиная с листов заказа и книги суммарного учета и кончая указателями и всеми видами каталожных карточек.

ИРБИС предлагает средства для ведения и использования Авторитетных файлов, Алфавитно-предметных указателей к УДК/ББК и Тезауруса. Сюда же включены технологии, ориентированные на использование штрихкодов на экземплярах изданий и читательских билетах.

Посредством системы возможно использовать в качестве иллюстративного материала любые внешние по отношению к библиографическому документу объекты, такие как полные тексты, графика, таблицы, аудио- и видеоматериалы, а также ресурсы Интернет.

Система обладает широкими возможностей для адаптации ее к условиям работы конкретной библиотеки, т.е. при передаче и установке системы может производиться ее настройка в соответствии со специфическими требованиями пользователя - начиная со структуры библиографического описания и кончая пользовательскими режимами работы.

ИРБИС является в достаточной мере открытой системой, что позволяет пользователю самостоятельно вносить изменения в широких пределах: от изменения входных и выходных форм до разработки оригинальных приложений.

В системе реализованы все типовые библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования, на основе взаимосвязанного функционирования пяти типов автоматизированных рабочих мест (АРМ): «Комплектатор», «Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор». При разработке АРМ для управления технологическим оборудованием, как правило, используют SCADA-системы.

Таким образом, доступ к ИРБИС неограничен для читателей. И легко осваивается.

2.2 АБИС

Внедрение АБИС высокого уровня коренным образом меняет деятельность библиотеки, организацию и технологию ее работы.

Автоматизировать процессы комплектования - заказ новых документов, контроль выполнения, регистрация поступлений, подписка на периодические издания;

Осваивать штрихкодовые технологии - все книги в настоящее время снабжаются штрихкодами, печать которых осуществляется собственными силами на термопринтере;

Создавать автоматизированную базу данных пользователей библиотеки, в которой каждому пользователю присвоен идентификационный номер (штрихкод), дающий доступ к информации о нем и т. п., информация выводится на экран при сканировании штрихкода пользователя.

Таким образом, традиционные читательские формуляры заменяются электронными. Введя свой логин и пароль, в любой момент можно узнать, какая литература находится в электронном формуляре, сроки ее возврата, сумму штрафа за просроченные издания. Такая технология помогает эффективнее решать, в том числе, и проблемы задолженности;

Автоматизировать систему выдачи учебной и научной литературы на абонементах библиотеки, что ускоряет процесс обслуживания пользователей. Суть ее - регистрация в электронном формуляре выдачи и возврата изданий путем считывания и совмещения штрихкодов книги.

Электронная выдача является одним из важных достижений библиотеки в плане отхода от традиционных устаревших технологий, это качественно новый уровень обслуживания;

Создать интерактивный электронный каталог нового поколения. Каталог позволяет осуществлять доступ ко всем видам документов, имеющимся в библиотечном фонде.

2.3 Библиотечное RFID-оборудование

RFID (англ. Radio Frequency IDentification , радиочастотная идентификация) - метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.

Замена штрихкодирования при автоматизации библиотечных процессов на технологию радиочастотной идентификации позволяет значительно ускорить и улучшить качество библиотечного обслуживания, избавляет библиотекаря от рутинных операций, позволяет предоставлять читателям фонды библиотеки в открытом доступе.

Вместо штрихкодов фонд библиотеки обклеивается радиометками, читателям выдаются электронные читательские билеты - пластиковые карты. В качестве читательского билета может выступать любая RFID-карта (например, социальная карта жителя города, универсальная электронная карта).

На основе RFID-технологий могут функционировать и противокражные системы, которые демонстрируют самый современный алгоритм контроля движения объектов, безошибочно реагируя на метку с активированной противокражной функцией.

Для автоматизации выдачи/возврата литературы и медиаматериалов, а также учета и инвентаризации фондов применяется специализированное библиотечное RFID-оборудование:

* Киоски самообслуживания.

* Универсальные станции выдачи / возврата.

* «Умные полки».

* Станции приема и сортировки.

* Выносные пункты самообслуживания (библиолоксы).

* Портативные считыватели радиометок.

3. ИКТ-технологии на службе у библиотек

Библиотеки активно берут на вооружение информационные возможности, появившиеся в связи с активным внедрением планшетных компьютеров и смартфонов. Достоинства приложений приумножаются доступом к Интернету через wi-fi.

Можно выделить два больших «библиотечных» направления использования планшетных компьютеров. Первое - электронные библиотеки, доступные на планшетах (IBooks, Amazon, «Много книг»). Через эти приложения можно платно и бесплатно приобрести художественную, учебную, деловую литературу. Есть приложения, например Papers, которые ориентируют в специализированных базах данных, помогают найти и работать с оцифрованными научными публикациями по естественным, медицинским, техническим и гуманитарным наукам в мировом масштабе.

Многие издательства разрабатывают мультимедийные версии отечественных и зарубежных газет и журналов, уже сотни наименований прессы можно получать напрямую, оформив подписку или покупая разовые номера.

Второе направление, чисто библиотечное, когда библиотеки разных типов разрабатывают специальные приложения для компьютерных планшетов. Так, Британская библиотека с технической поддержкой фирмы BiblioLabs разработала приложение для IPad «Британская библиотека. Коллекция книг XIX в.».

Это приложение обеспечивает непосредственный доступ к факсимильным изданиям XIX столетия художественного и научного содержания. Прежде всего, разработчики отмечают исторический характер коллекции, призванной обогатить исследовательский и читательский опыт. Появляется возможность прочесть виртуальные подлинники произведений Диккенса, Дарвина, Свифта и многих других.

Таким образом, читателям предоставляется доступ в режиме online к более 30 000 книгам на европейских и многих других языках, число которых постоянно растет. Разработчики утверждают, что уже 350 тысяч владельцев эппловских планшетов загрузили этот инновационный продукт Британской библиотеки.

Была предусмотрена и финансовая составляющая: доступ ко всему оцифрованному собранию стоит 3$ в месяц, библиотека направляет эти деньги на поддержание и развитие данного ресурса.

Новые компьютерные платформы оптимизируют библиотечные услуги в сторону доступности, скорости, раскрытия уникальных документальных собраний. Многие библиотеки по всему миру пошли этим путем. Так, Нью-Йоркская публичная библиотека разработала в рамках проекта «Библион: бесконечная библиотека» (Biblion) приложение для IPad, посвященное Всемирной ярмарке, проходившей в США в 1939-1940 годы. Это весьма блестящее с дизайнерской точки зрения планшетное приложение имеет уникальную коллекцию исторических материалов - документы, фото, рисунки, фильмы, аудио, эссе (около 7 тысяч документов).

Библиотека Конгресса США также предлагает более 20 самых различных приложений для IPad, они раскрывают исторические фотособрания, тематические сборники правового содержания, ежедневные отчеты деятельности Конгресса США и др.

Среди apps-ресурсов можно обнаружить приложение российского происхождения - Bibli, через него открыт доступ к материалам электронной библиотеки РНБ, крупнейшего в России хранилища цифровых копий более 60 тысяч документов - исторических изданий, карт, открыток, изографических материалов и т. д.

Представлены следующие коллекции: Библиографические указатели, Книжные памятники РНБ, Единый сохранный фонд аудиозаписей музыкального российского фольклора, Редкая книга XVII-XVIII вв., История Императорской Публичной библиотеки, Русская классика, Рукописные материалы, Национальные литературы и т. д., всего 20 книжных собраний, охватывающие большие временные периоды.

Также предоставлен доступ к авторефератам кандидатских и докторских диссертаций в количестве 300 000 названий за период 2000-2010 гг. Данный ресурс не только аналогичен ресурсу Британской библиотеки, но даже превосходит его, по крайней мере количественно.

Большой блок приложений представлен медицинскими библиотеками - интерактивные справочные и научные медицинские материалы. Беглый просмотр говорит о том, что разработчики не идут стандартным путем, а всегда предлагают оригинальные способы отражения информации, максимально предусматривающие удобство восприятия.

Публичные библиотеки имеют свои типовые приложения, через них налаживается дистанционная обратная связь с читателями. Единая технологическая платформа разработана фирмой Boopsie. Она предусматривает поиск по электронному каталогу, установление местонахождения книги в системе библиотек региона, бронирование изданий, загрузку электронных форматов. Умный поиск в каталоге предусматривает краткий набор букв, например, «алр пшн» автоматически распознается как «Александр Пушкин».

Наполняемость рубриками у библиотек разная, в зависимости от масштабов деятельности. Через IPad-приложение публичная библиотека сообщает о текущих и грядущих мероприятиях, проектах, о времени и условиях участия в кружках, конференциях, движениях, вечеринках для детей. Есть рубрика помощи в выполнении домашних заданий, страничка «Вопрос библиотекарю», «Новые поступления», связь с Facebook и Twitter и многое другое. Тем самым локальная библиотека действительно приближается к своему читателю, становится организатором и руководителем читательского движения в местном сообществе.

«Библиотечный» потенциал компьютерных планшетов и заодно смартфонов еще предстоит раскрыть. В любом случае постоянно развивающиеся ИКТ-технологии являются отличным подспорьем развития самой библиотечной деятельности, позволяя приближать и эффективно осваивать богатые библиотечные ресурсы.

4. Инновации в библиотечном деле

Одно из традиционных направлений деятельности библиотеки - обеспечение сохранности документных фондов. Все чаще современные библиотеки ассоциируются с информационными центрами, что подтверждается терминологией: открытая электронная библиотека; корпоративный центр (сеть/система); центр информации; библиотечно-информационный центр; ассоциация консорциумов и т.д. Но, имея в своем распоряжении миллионы единиц хранения и терабайты информации, организуя непрерывный доступ к этой информации, библиотека по-прежнему ищет возможность ее сохранить.

Анализируя публикации последних лет и опыт библиотек, можно выделить основные направления инновационных преобразований в области обеспечения сохранности библиотечных фондов:

1. Создание электронных копий документов (оцифровка). Этот момент актуален для краеведческих, редких и ценных документов (в том числе книжных памятников) и позволяет ограничить непосредственный контакт пользователя с оригиналом, в то же время ознакомиться с уникальным документом.

Кроме того, созданные на основе электронных копий базы данных дают пользователям возможность работать в режиме отдаленного доступа. В этой связи актуальна проблема системы учета электронных копий, возможности их библиотечной проверки как части фонда, списания и/или восстановления.

2. Современные технологии, дающие возможность воссоздавать в 3D-формате копии документов, сопроводительные экспонаты, интерьеры, позволяют по-новому взглянуть на возможности организации выставки. Виртуальные выставки создают дополнительную привлекательность библиотеке, открывая современному пользователю возможность ознакомиться с экспонатами, порой раритетными, сокрытыми от глаз большую часть времени. Такие возможности открывают перспективы не только для самих библиотек, но и для музеев книг, созданных на их базах.

3. Использование современных сохранных технологий, обеспечивающих надежную физическую защиту документов и их учет. Это может быть как уходящая в прошлое система нанесения на документ штрихкода, так и использование современных RFID-технологий.

4. Необходимо отметить и такой аспект, как создание депозитария электронных документов. Резервное копирование электронных документов позволяет защитить базу данных от системных сбоев и от ошибок. Имея резервную копию, можно легко восстановить всю базу или ее отдельные объекты. При этом, безусловно, одним из обязательных условий успешности функционирования депозитариев электронных документов является гарантированная система доступа к нему.

5. В списке основных проблем обеспечения сохранности библиотечных фондов необходимо отметить мероприятия по консервации и реставрации документов. Инновации коснулись этой сферы в полной мере: исследования долговечности различных сортов бумаги, магнитных носителей, оптических дисков; снижение кислотности бумаги за счет ее нейтрализации; доливка и реставрация бумаги. Все виды работ проводятся с использованием современного оборудования, инновационных технологий.

Станция самостоятельной книговыдачи - еще одно инновационное решение для фонда открытого доступа.

Данная станция незаменима для залов открытого доступа, т.к. она призвана максимально уменьшить очереди в библиотеке за счет осуществления операций самостоятельной выдачи книг. Система очень нетребовательна, обладает удобным интерфейсом (доступны английский и русский языки). Для работы требуется автоматизированная библиотечная система и читательский билет.

После того как читатель выбрал книги, он должен вставить карту читателя в считыватель карт станции и ввести пароль (чтобы исключить возможность использования чужого читательского билета), затем положить книги на считыватель. Система автоматически записывает книги в АБИС за данным читателем, отключает противокражный бит и выдает квитанцию с информацией о взятых книгах.

Станция автоматического возврата книг используется в библиотеках с повышенной нагрузкой, для того чтобы уменьшить очереди на возврат книг и снизить нагрузку на библиотекарей, особенно в периоды повышенной активности читателей. Для работы требуется автоматизированная библиотечная система и читательский билет на базе RFID (или на базе штрихкода). Читатель, желающий сдать книги, вставляет читательский билет в считыватель для карт и вводит пароль, когда читатель будет идентифицирован, он кладет книги (поштучно) в специальное окно в станции. Система считывает код с метки в книге, списывает данную книгу с читателя, активирует противокражный бит метки и отправляет книгу в приемник. В конце операции читателю выдается квитанция о сданных книгах.

Таким образом, внедрение инновационных технологий в информационно-библиотечное обслуживание населения идет в ногу со временем, упрощая работу библиотекаря и предоставляя все больше возможностей получения информации пользователю.

З аключение

С приходом новых компьютерных и телекоммуникационных технологий существенно расширились возможности библиотек как информационных и культурных центров. Новые информационные технологии привели к трансформации традиционных функций библиотеки. Появилось новое содержание в таких базовых технологических процессах, как комплектование и каталогизация. Существенные изменения произошли и в обслуживании читателей библиотек, которые получили доступ к электронным сетевым ресурсам, расположенным в Интернете. Компьютер является полноправным инструментом библиотекаря наравне с карточным каталогом и читательским формуляром.

Сегодня современные возможности применения компьютерных и интернет-технологий в библиотеке весьма обширны - от простого набора и распечатки текста до составления сложных информационно-поисковых систем.

Перечень тех видов библиотечной деятельности, которые сегодня немыслимы без применения новых информационных технологий:

Создание и поддержка локальных и корпоративных, электронных каталогов;

Создание и поддержка электронных библиотек;

Редакционно-издательская деятельность;

Создание и поддержка баз данных (библиотечная статистика, кадры);

Взаимодействие с другими библиотеками в обмене информацией и создании общих информационных ресурсов;

Обслуживание посетителей с помощью медиатек, полнотекстовых баз данных, правовых баз, Интернет и т. д.;

Приобретение книг в интернет-магазинах;

Услуги по сканированию и электронная доставка документов.

Автоматизация и широкое применение электронной техники становятся одной из актуальнейших задач в библиотечной отрасли.

Интенсивное использование информационных технологий упрощает и ускоряет процесс получения информации, но имеет и оборотную сторону. Интерес к чтению падает, и подчас само существование библиотеки находится под сомнением. Таким образом, встает вопрос о создании некой единой системы, где применялись бы и электронные технологии, и традиционные методы работы с читателями (такие, например, как выездные книжные выставки) удачно дополняя друг друга.

Несомненно, сегодня библиотека стремится стать интеллектуальным социокультурным институтом, местом информационного и духовного общения, точкой отсчета для новых идей, инноваций.

Одним из условий преуспевания граждан в новой информационно-коммуникационной среде общества XXI века является способность ориентироваться в многообразии существующих информационных ресурсов, осуществлять оперативный поиск информации, ее оценку и эффективное использование для создания на этой основе нового знания.

Информационная компетентность признана мировым сообществом базовой компетентностью личности для жизни в XXI веке и важнейшей составляющей профессиональной компетентности. То есть профессиональная квалификация определяется степенью владения компьютером, использованием в работе электронных ресурсов.

Ключевая же роль в этом непростом деле должна быть отведена библиотеке.

Перед библиотечной информатикой стоит задача чрезвычайной важности и необыкновенной сложности: гуманизировать информатизацию и информатизировать гуманизм. В этом заключается социальная миссия библиотек в информационном обществе.

Список использованной литературы:

1. Алешин, Л.И. Обеспечение автоматизированных библиотечных информационных систем (АБИС). - М.: Форум, 2012. - 432 с.

2. Баженов, С.Р. Разработка автоматизированного рабочего места сотрудника МБА под ИРБИС [Текст] / С.Р. Баженов // Библиосфера. - 2009. - № 2. - 156 с.

3. Библиотечное дело - 2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры и образования: материалы девятнадцатой международной научной конференции (Москва, 23-24 апреля 2014 года). - ч. I. - М.: МГУКИ, 2014. - 282 с.

4. Бродовский, А.И. Новые решения и направления развития Системы автоматизации библиотек ИРБИС [Текст] / А. И. Бродовский, Б. И. Маршак // Научные и технические библиотеки. - 2006. - № 11. - 234 с.

5. Галаничева, Г.Г. Автоматизированные информационно-библиотечные системы [Текст] / Г.Г. Галаничева // Справочник руководителя учреждении культуры. - 2009. - № 4. - 78 с.

6. Голубенко, Н.Б. Информационные технологии в библиотечном деле. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 288 с.

7. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: Лекции [Текст] / М.Я. Дворкина. - М. : Изд-во МГУКИ; ИПО Профиздат, 2000. - 46 с.

8. Карауш, А.С. Развитие информационных технологий в библиотеке: взгляд в будущее [Текст] / А.С. Карауш, А.С. Макаревич // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 1.

Приложения

Библиотечная RFID-метка

Ридер для инвентаризации

Станция автоматического возврата книг

Противокражная система

Модель современной библиотеки

Кемеровская библиотека будет выдавать электронные книги

Библиотека им. Федорова открыла тестовый доступ к электронным книгам «ЛитРес: Библиотека».

Более 75 тысяч книг, список которых постоянно пополняется, доступны теперь для чтения посетителям библиотеки. Пользователи могут не только читать их с экрана монитора в библиотеке, но и закачивать на смартфон или планшет. Система «ЛитРес: Библиотека» позволяет библиотекарю выдавать электронную книгу читателю, или он может получить самостоятельный доступ к электронной книге на любом устройстве с доступом в Интернет.

Выдача изданий будет производиться с соблюдением всех авторских прав, электронные книги защищены от копирования. Издания в электронной форме выдаются на время и самостоятельно удаляются из устройства в конце срока. Электронная копия виртуально возвращается в библиотеку и может быть выдана следующему читателю.

Таким образом, процесс полностью идентичен работе классической библиотеки.

Библиобус - библиотека на колесах

Для Ростовской межпоселенческой библиотеки был приобретен первый в Ярославском регионе библиобус. Мобильный комплекс поможет жителям отдаленных сел и деревень не только брать книги, газеты и журналы, но и получить доступ в Интернет и воспользоваться госуслугами.

Библиобус оборудован всем необходимым: книжными стеллажами, ноутбуками и телевизором.

- Ростовский район - первый в области, где реализуется подобный проект на базе муниципальной библиотеки. Библиобус доставит в каждый дом новинки книжного рынка и тем самым поможет преодолеть трудность доступа к информационным ресурсам жителям отдаленных населенных пунктов, - говорит глава Ростовского района Владимир Гончаров.

Приобрести автобус удалось благодаря участию района в федеральной программе «Культура России». Как сообщает пресс-служба администрации Ростовского района, более 2,8 миллиона рублей на покупку библиобуса выделили из федерального бюджета, около 700 тысяч рублей - из муниципального.

Открылась всемирная цифровая научная библиотека ЮНЕСКО

Новый интернет-проект обеспечивает преподавателям, студентам, школьникам безвозмездный доступ к учебным материалам и пособиям по информации о научных исследованиях и естественным наукам.

10 ноября 2014 г. открылась всемирная цифровая научная библиотека, расположенная по адресу: www.unesco.org/wls и разработанная благодаря совместным усилиям ЮНЕСКО, издательства Nature Education и компании «Рош». Она призвана предоставить доступ к последней научной информации студентам во всем мире, в частности в неблагополучных регионах, и дать им возможность обмениваться опытом и получать знания посредством обсуждений со сверстниками в общей среде обучения.

Библиотека содержит многочисленные научные ресурсы. Кроме того, это современная цифровая платформа, играющая роль центра обучения. Пользователи могут посещать занятия, создавать группы и устанавливать связь с другими учащимися.

В основе создания библиотеки лежит идея о том, что образовательные ресурсы и научные знания должны быть бесплатными и доступными для всех. Поэтому ресурсы библиотеки находятся в открытом доступе. Их можно адаптировать и использовать в образовательных или некоммерческих целях.

В данный момент на сайте библиотеки имеется свыше 300 справочных статей, 70 видеоматериалов на английском языке и 25 научных книг.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Что такое библиотека: значение библиотек в современном обществе, история возникновения, развитие. Великая библиотечная держава: функции и особенности работы. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Новые методики и технологии в библиотечном деле.

    реферат , добавлен 16.11.2007

    Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Проблемы комплектования книжных фондов сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние. Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек в России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Понятие и структура, содержание и назначение автоматизированных библиотечных информационных систем, их развитие на современном этапе и особенности применения. Электронный каталог как важнейший инструмент автоматизации, принципы и этапы его построения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Сущность библиотечного фонда, технологии его комплектования - оцифровывание, заимствование. Описание электронных ресурсов, используемых в ВУЗах страны. Изучение проблемы авторского права. Рассмотрение деятельности научных электронных библиотек России.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011

    Принципы и закономерности развития библиотечных фондов, их формирование. Теоретические основы соответствия библиотечных фондов, комплекс критериев, предъявляемых к их качеству. Вопросы комплектования, организация и использование библиотечного фонда.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2009

    Условия и режим хранения библиотечного фонда. Газы и вредные примеси в воздухе. Проблемы сохранности фонда, связанные с биологическими повреждениями. Правила размещения, транспортировки и хранения книг, специальные меры по сохранности. Очистка от пыли.

    реферат , добавлен 13.04.2014

    Виды библиотечных инноваций. Информационные запросы пользователя. Использование технических средств. Объекты библиотечных инноваций. Сервисы сети Интернет. Структура управления библиотекой и их структурные изменения. Web-сайт МБУК "ЦБС" г. Ноябрьска.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Современное представление о справочно-информационном обслуживании. Новые технологии в библиографическом обслуживании, их компонентная структура, информация об их функциях в литературе. Анализ книги И.С. Пилко "Информационные и библиотечные технологии".

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Понятие и назначение библиотек в современном обществе, основные этапы их возникновения и развития, тенденции на сегодня, функции. Электронные технологии в библиотеке, особенности их использования. Информационные ресурсы библиотечной сети России.

    реферат , добавлен 06.11.2011

    Исследование основных особенностей развития музыки конца XІX и начала XX века: симфонические и камерные жанры. Беляевский кружок и его роль в музыкальной жизни России. Анализ творчества композиторов: С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, И.Ф. Станиславского.

Развитие современного общества в условиях информатизации тесно связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности человека. В этой связи библиотеки различных типов рассматривают технологию работы в электронном пространстве как необходимый инструмент профессионализации специалистов библиотечно-информационной отрасли. Процесс внедрения ИКТ коснулся и методической деятельности библиотек.

Оказание методической помощи общедоступным библиотекам является одной из основных приоритетных и чрезвычайно важных задач библиотек регионов России. Поэтому многие библиотеки ищут новые средства и способы оказания методической помощи. Сегодня очень важно обеспечить оперативность получения доступа к профессиональной информации. Это можно сделать с помощью ИКТ.

С целью оказания информационно-методической помощи библиотекам и повышения профессиональной квалификации их сотрудников на официальных сайтах многих библиотек создаются специальные страницы, своеобразные виртуальные методические кабинеты . В качестве удачных примеров функционирования подобных виртуальных методических служб можно назвать: Российскую государственную библиотеку для молодежи , Национальную библиотеку Республики Карелия , Свердловскую областную универсальную научную библиотеку им. В. Г. Белинского , Липецкую областную юношескую библиотеку , Калининградскую областную детскую библиотеку им. А. П. Гайдара , ЦБС г. Воронежа и др.

В меню на главной странице веб-сайтов библиотек страницы методических служб/отделов называются по-разному: «Профессиональное», «Профессионалам», «Клуб профессионалов», «Коллегам», «Open box», «Методкомпот» и т.п. Методические службы некоторых библиотек (Национальная библиотека Чувашской Республики , Национальная библиотека Республики Карелия) называют свои страницы «Виртуальный методический кабинет». На наш взгляд, это лишь вопрос терминологии. Функционируя в виртуальной среде и являясь как бы зеркальным отражением основных направлений методической работы, все интернет-ресурсы методических служб/отделов являются виртуальными методическими кабинетами.

Подобные виртуальные службы создаются для реализации следующих функций:

  • информационной, т.е. должны предоставлять профессиональные документы широкого спектра;
  • коммуникационной, т.е. должны выступать как инструмент взаимодействия, налаживания диалога, предполагающий обмен информацией, а не только ее трансляцию;
  • навигационной, т. е. должны иметь систему ссылок на ресурсы, полезные библиотекарям.

Исходя из этих функций, и определяется контент виртуальных методических служб. Как правило, он включает новости библиотечной жизни региона, нормативно-правовые документы, методические материалы и консультации, информацию о профессиональных мероприятиях, полезные ссылки и многое другое. В виртуальных методических кабинетах отдельных библиотек встречаются интересные рубрики. Например, интересным, на наш взгляд, является рубрика «Мастер-классы» Национальной библиотеки Республики Карелия, где в форме видеоуроков проводятся занятия по следующим темам: ремонт книг, санитарный день в библиотеке, размещение и способы хранения библиотечных документов, виды расстановок библиотечных документов, дезинфекция документов в библиотеках.

Для реализации второй функции, коммуникационной, создаются разделы, предполагающие общение, быстрое реагирование на актуальные вопросы, оказание практической помощи в работе. Так, одним из эффективных шагов сотрудников научно-методического отдела является запуск на сайте Калининградской областной научной библиотеки Региональной профессиональной сети. Сотрудники муниципальных библиотек, пройдя авторизацию, имеют возможность профессионального общения в сети, оперативного обмена необходимой для работы информацией. Оперативность и доступность – главные преимущества он-лайн консультирования. Все вопросы, поступающие от библиотечных специалистов, дифференцируются по тематике, дате поступления, значимости для других библиотек региона, и анализируются сотрудниками научно-методического отдела. По наиболее востребованным темам консультируют ведущие специалисты библиотеки. Профессиональный диалог с коллегами ведут и сотрудники методической службы Национальной библиотеки Республики Карелия в рубрике «Профессиональное общение библиотекарей Карелии».

Анализ библиотечных сайтов позволяет сделать вывод и о том, что библиотеки всех уровней активно занимаются подготовкой и выпуском издательской продукции библиотечной тематики, разнообразной по характеру и целевому назначению: методических, инструктивно-методических, учебно-методических, информационных, библиографических пособий. Проблема состоит в том, что библиотечное сообщество хоть и располагает множеством печатных источников информации, но они, к сожалению, имеют ряд недостатков: ограниченную доступность, определяемую тиражом, способами распространения и стоимостью издания, недостаточную оперативность и лимит в объеме предоставляемой информации.

Решить эти проблемы можно с помощью все тех же виртуальных методических служб. Многие библиотеки, имеющие представительства в Интернете, ведут разделы, в которых либо дают информацию о собственных методических изданиях, либо предоставляют возможность ознакомиться с их полными текстами. Первый случай подразумевает заказ этих изданий из фондов библиотек по МБА. Виртуальные методические кабинеты библиотек, созданные с целью оказания помощи в интернет-среде, используют более удобный, оперативный способ, размещая методические разработки в полнотекстовом электронном формате.

С целью повышения эффективности работы библиотек в интернет-среде, расширения ассортимента и повышения качества услуг, предоставляемых пользователям в электронном виде в регионах начали разрабатывать информационные порталы : Единый информационный портал библиотек Удмуртии , портал библиотек Самарской области , библиотечный портал Пермского края , портал «Библиотеки Архангельской области» , информационный портал библиотек Челябинской области .

Все проанализированные порталы имеют примерно одинаковую структуру. В целях оказания методической помощи, интерес могут представлять разделы, предоставляющие доступ к полнотекстовым ресурсам. Называются эти разделы по-разному: «Методические материалы» (библиотечный портал Пермского края), «Методическая копилка» (портал «Библиотеки Архангельской области»), «Профессионалам» (информационный портал библиотек Челябинской области). Библиотечные порталы используют возможность предоставления информации в интерактивном режиме, предлагая услуги виртуальной справки для библиотекарей или on-line консультирования. На едином информационном портале библиотек Удмуртии организован форум на профессиональные темы. За время действия форума на нем зарегистрировались 99 пользователей, было получено 60 сообщений. Чаще всего общение на форуме велось по темам, которые можно сгруппировать следующим образом: «Библиотечные блоги», «Полезные ссылки для работы с контентом», «Подготовка изображений для портала», «Оцифровка и авторское право», «Требования к цифровым материалам НЭБ». Как правило, портал является единой информационной точкой выхода на ресурсы библиотек региона – участниц проекта, предоставляет актуальную информацию о новостях, направлениях их деятельности и услугах. Важным фактором устойчивого развития любой библиотеки является свободный доступ к профессиональной информации. Возможность знакомиться с жизнью других библиотек, с новым опытом, с новыми технологиями, с новыми проектами и программами позволяет решать возникающие проблемы, находить новых партнеров, выбрать верную стратегию развития.

Особую роль в методической деятельности играет система повышения квалификации и дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов. На сегодняшний день самой современной формой повышения квалификации является вебинар – особый тип онлайн-семинара, разновидность веб-конференций, онлайн-встреч или презентаций в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится за своим компьютером, а связь между ними поддерживается через Интернет с помощью программного обеспечения . Во время обучения преподаватель и слушатели могут обмениваться своими файлами или предоставлять доступ к ним. Существует целый ряд интернет-платформ для организации и проведения вебинаров :

  • Бесплатные сервисы (платформы) – smotri.com, fastwebinar.ru и др. Например, с помощью русcкоязычной платформы onwebinar.ru помощью можно организовать вебинар или провести видиовстречу на корпоративном библиотечном сайте, в блоге, на страничке библиотеки в социальной сети. Этот веб-сервис предоставляет следующие возможности: проведение безлимитной видеоконференции, общий и персональный чат, совместные ресурсы (презентации, показ рабочего стола, файлы и ссылки), обратную связь, обмен файлами, онлайн-техподдержка. Запись вебинара производится на жесткий диск организатора онлайн-мероприятия.
  • Платные сервисы (платформы) – hotconference, webinar.tW, webex , webinarbox и др. Webinarbox – сервис основан на системе Google Hangouts, на сегодня она считается, одной из самых надежных в мире систем по проведению онлайн конференций. Количество участников вебинара не ограничено.

Для выбора качественного сервиса проведения вебинара необходимо руководствоваться следующими требованиями: хорошее качество звука, простота использования, возможность показа слайдов и записи вебинара, удобный чат для общения со слушателями. Плюсы технологии вебинаров очевидны – это оперативность, живое общение, возможность экономии финансовых и временных затрат, организация больших аудиторий слушателей, привлечение лекторов без их физического присутствия в месте трансляции. Области использования вебинаров: обучение, повышение квалификации, методические семинары, совещания и переговоры, рабочие встречи.

С 2010 года Международная академия бизнеса и новых технологий запустила новый проект по проведению вебинаров для различных категорий слушателей. Тематика вебинаров связана с работой в информационно-библиотечных системах, с электронными ресурсами, актуальными вопросами информационно-библиотечной практики. Проводятся промо-вебинары, открытые и закрытые платные обучающие вебинары, вебинары-игры с коллективным участием в точках подключений, трансляции очных образовательных мероприятий. Благодаря простоте, удобству, экономии финансовых средств на проезде, проживании и командировочных расходах, к вебинарам стабильно подключается большое количество желающих из всех регионов России, Беларуссии, Украины, Казахстана, Киргизии, Болгарии. В 2015 г. были проведены вебинары «Что, как и зачем мы считаем? Учет работы СБО» , «Новые взгляды на авторское право для вузов и библиотек: российский и зарубежный опыт» и др.

В настоящее время технология вебинаров активно используется библиотекарями в методической деятельности как крупнейших библиотек федерального уровня, так и в центральных библиотеках субъектов РФ (национальных, краевых, областных) и муниципальных библиотеках России. В мае 2013 года Национальная библиотека Удмуртской Республики провела онлайн-конференцию «Национальные электронные библиотеки: проблемы и тенденции развития» . В ходе конференции прошел обмен опытом работы, был проведен анализ подходов к формированию национальных и региональных электронных библиотек, кооперации и интеграции с интернет-проектами НЭБ РФ, финно-угорского и европейского сообществ. Заслушивание докладов осуществлялось с просмотром презентаций, в завершение – состоялся обмен мнениями и ответами на вопросы аудитории. Также вопросы задавались и в чате.

Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова (г. Москва) ежегодно проводит цикл публичных онлайн-лекций ведущих библиотековедов и специалистов-практиков в области библиотечно-информационной деятельности, менеджмента, маркетинга и информационных технологий по актуальным направлениям библиотечного дела для сотрудников общедоступных библиотек столицы . Так, в 2014 году в режиме онлайн прошли лекции: «Проблемы обслуживания инвалидов в публичных библиотеках», «Книжный фонд в цифровую эпоху», «Культура общения в библиотечной среде», «Современный библиотекарь: профессиональные компетенции, этические принципы» и др . В этих вебинарах принимали участие и коллеги из других регионов России.

Большой популярностью такая форма обучения пользуется не только в городских библиотеках крупных городов, но и в центральных районных библиотеках. В 2013 году на базе МКУК «Центральная библиотека Ивнянского района» Белгородской области прошел web-семинар «Модельная библиотека как ресурс формирования экологической культуры населения». В нем приняли участие заведующие модельными библиотеками и сельскими филиалами .

Многие методические (отделы) службы, наряду с сайтами, создают собственные профессиональные блоги, странички в социальных сетях (Facebook, Живой журнал, ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир, Liveinternet, Twitter и др.). На сегодняшний день зарегистрировано 424 библиотечных блога; 33 блога-проекта, блога-акции; 54 русскоязычных библиотечных блога зарубежных стран; 55 библиотечных сообществ, каналов общения и форумов в сети; 64 группы «В контексте», 8 групп на «Фейсбуке» (данные подготовлены Л. М. Брюхановой, ведущей блога «Миры библиотек» .

Основные задачи блога – оказание профессиональной поддержки, продвижение инновационных методов работы. Плюсом ведения собственного блога методической службы библиотеки является обратная связь с его пользователями. Ведущий блога как специалист библиотечного дела должен хорошо знать ключевые/проблемные вопросы отрасли. Особенно тщательно необходимо работать над методическими и аналитическими материалами, требующими более глубокой проработки темы и анализа ситуации. Библиотечные блоги должны отвечать определенным требованиям. По мнению А. О. Федорова, это:

  1. Платформа – профессиональный блог – должен располагаться на платном хостинге;
  2. Домен. Хороший блог должен иметь доменное имя второго уровня (например – ideafor, info, biblionation.ru), тему блога или автора и запоминалось на слух;
  3. Дизайн – должен подчеркивать тематику блога, иметь понятную структуру, аккуратное исполнение;
  4. Контент – содержание блога – должно соответствовать теме, быть актуальным и понятным читателям

А для того, чтобы блог библиотеки стал эффективным и успешным, необходимо соблюдать следующие принципы: открытость, честность, регулярность публикаций, обязательность ответов на комментарии .

Примером корпоративного профессионального блога может служить блог для библиотекарей, созданный методистами Псковской универсальной научной библиотеки . Формат блога и его методическая направленность позволяют оперативно рассказывать о всех профессиональных событиях, происходящих на Псковщине, в рубриках «Специальные мероприятия», «Доклады/консультации», «Презентации», «Анализ. Исследования. Мониторинг», «Проекты и программы», «Заочная школа качества» . Посетители блога имеют возможность узнать о деятельности библиотек в разных районах области, их экспертно-диагностические оценки, мониторинги деятельности библиотек, познакомиться с информационными и методическими изданиями по библиотечному делу. На блоге представлены не только документы, доклады, консультации, но и презентации, видеоролики, тексты методических изданий. Аудитория блога разнообразна, среди посетителей блога есть гости не только из России и ближнего зарубежья, но из Франции и Объединенных эмиратов, Нидерландов и Вьетнама, Индонезии и Японии.

Интересен и блог Научно-методического отдела Центральной муниципальной библиотеки им. Н. А. Некрасова (г. Ижевск) . Блог, отличающийся большой информативностью, позволяет оперативно информировать и оказывать профессиональную помощь специалистам муниципальных библиотек г. Ижевска. Много нового и интересного можно найти в разделах блога: «Актуальные документы», «Исследования», «Интересный опыт», «Издания МУБ ЦБС», «Профжурнал», «Профиздат» и др. Помимо знакомства с основными мероприятиями по повышению квалификации любой сотрудник МУБ ЦБС может сделать онлайн заявку на обучение. А если возник профессиональный вопрос, то можно воспользоваться службой «онлайн-методист» и получить ответ в режиме реального времени. Как видно из практики блог как средство повышения квалификации сотрудников библиотек наиболее оперативен и информативен.

В эпоху информатизации хаотичное распространение информации на документных или магнитных носителях может привести к потере как самих источников информации, так и сведений, в них зафиксированных. Для обеспечения сбора, долговременного хранения и использования документов как источников информации служат наши современные библиотеки.

«Многие специалисты полагают, что роль библиотек в информационном обществе как раз и заключается в фильтрации, оценке, переработке и приведении в удобное для использования состояние различных сетевых ресурсов»

Фонды современных библиотек - гибридные фонды, в которых наряду с документными источниками информации превосходно «уживаются» электронные издания, а в некоторых случаях начинают вытеснять их.

Для чего библиотеки стали приобретать электронные ресурсы, закупать дорогостоящее оборудование, программы и технологии, налаживать спутниковые и волоконно-оптические системы связи с другими библиотечными и информационными организациями? Для того чтобы сделать свои фонды широко доступными, в том числе особо ценные или редкие источники информации вплотную приблизить к читателю; чтобы научить читателя ориентироваться в них, вычленять из колоссального информационного потока только самое необходимое, и наконец, чтобы предоставить своим абонентам в пользование все мировые информационные ресурсы.

Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь библиотек проводилось поэтапно и во многом зависело от их типов и видов, категории, финансовых возможностей, социально-психологической готовности руководителей и подчиненных работать по-новому, а также от близости к центральным книгохранилищам страны или к научным библиотекам крупнейших вузов. Именно на базе этих центров создавались новые прикладные программы, разрабатывались и внедрялись новейшие технологии, организовывались отделы автоматизации, которые со временем разрастались в крупнейшие научно-исследовательские лаборатории; широко использовался опыт ведущих зарубежных библиотек, практиковался обмен Базами Данных и технологиями, комплексно решалась проблема подготовки и переподготовки кадров применительно к новым условиям работы.

В настоящее время возникает интерес к новым аспектам профессиональной компетенции библиотекаря - таким, как техническое умение, сокращающее дистанцию между информацией и средствами ее получения. Сегодня техническим умением обладают не только библиотекари, но и читатели определенной категории (студенты, аспиранты, преподаватели, служащие государственных органов управления, руководители крупных предприятий и т.д.). Для них компьютер сам по себе может рассматриваться как часть библиотекаря.

Современный персональный компьютер поставляет информацию по запросу и одновременно усиливает некоторые когнитивные функции читателя - различение информации и ее интерпретацию. В то же время компьютер является интерпретатором между читателем и прикладной библиотечной программой, между библиотекарем и прикладной библиотечной программой.

Природа связи между библиотекарем и компьютером или информационными системами заложена в отношении между познанием и действием, исследование которой и составляет одну из важнейших задач современной психологии.

Одна из современных тенденций развития библиотечной деятельности связана с ограничением вмешательства в нее библиотекаря. Полная автоматизация всех библиотечных процессов ведет к сокращению рабочих мест и уменьшению числа поручаемых библиотекарям задач, к пересмотру вопроса о профессиональной подготовке библиотечных кадров. Однако современная библиотека значительно расширила свою роль в информационном обществе и освоила дополнительные, ранее не свойственные ей области деятельности.

Современную библиотеку можно назвать самостоятельным книгоиздательским учреждением, вынужденным заниматься оцифровкой какой-либо коллекции документов или части ее в целях сохранности информации и (или) приобретения отсутствующей на данный момент. Традиционная библиотека на уровне книготорговых организаций занимается сбытом накопленной информации, самостоятельно решает правовые проблемы на уровне защиты авторских прав, свободы копирования электронных изданий, коммерческого использования их и т.д. Она вынуждена развивать маркетинговую деятельность на рынке информационных продуктов, участвовать в грантах, разрабатывать, рекламировать и продавать прикладные библиотечные программы, следить за ростом цен с целью добывания денег для той же оцифровки документов, приобретения дорогостоящего оборудования и информационных технологий. Отсюда вытекает необходимость для библиотекарей таких знаний, которые помогли бы им ориентироваться в аппаратном обеспечении, операционных системах, программных средствах в условиях быстро меняющегося компьютерного оборудования и форматов записи информации.

Компьютеризация добавила библиотекарям много новых обязанностей, которые раньше не включались в перечень квалификационных навыков. Библиотекари сами составляют руководства пользователям, проводят уроки компьютерной грамотности, участвуют в разработке новых межгосударственных стандартов по всем видам библиотечной деятельности, соответствующим международным требованиям для межконтинентального обмена информацией.

Для этих же целей в последнее время в библиотеках наметились новые формы сотрудничества. На мировом уровне - это объединения по региональным, ведомственным, профессиональным или другим признакам в рамках консорциума для работы с полнотекстовыми электронными изданиями. Создан Международный библиотечный, информационный и аналитический центр, представляющий собой корпорацию международного статуса в интересах сотрудничества России, стран СНГ и США с другими зарубежными библиотеками в библиотечно-информационной, научной и культурной сферах. Успешно функционируют международные ассоциации пользователей и разработчиков разных автоматизированных библиотечных систем и новых информационных технологий.

На государственном уровне - это слияние собственных информационных ресурсов в форме современной электронной библиотеки для создания объединенного электронного каталога и объединенной электронной библиотеки. Российская государственная библиотека как главное книгохранилище страны и НБ МГУ как крупнейшая вузовская библиотека разрабатывают проект, в результате осуществления которого каждый виртуальный читатель, пользователь ПК сможет ознакомиться с электронными изданиями, прочитать в оцифрованном виде рукопись, редкие ценные книги, географические карты, не покидая дома или офиса.

Казалось бы, от внедрения новых информационных технологий связь библиотекарь - читатель разрушается, образуется новая - читатель - компьютер. Но кто, если не библиотекарь, будет поддерживать эту связь, выявлять информацию, оценивать ее, перерабатывать и доводить до пользователя, представлять в функционирующей информационной среде?!

Библиотекари в сотрудничестве с программистами создают электронные полнотекстовые базы данных, вносят коррективы в прикладные программы и участвуют в создании новых. Кроме того, в профессиональной библиотечной среде считается невозможным игнорирование традиционных носителей информации. Даже при полной автоматизации неожиданная ситуация может вывести из строя автоматические системы, и библиотекарю необходимо не растеряться в экстремальных условиях и продолжать выполнять основную роль посредника между читателем и информацией, ощущая свою значимость на рабочем месте. Для этого, в ближайшее время всем библиотечным работникам крайне необходимо осваивать компьютерные технологии - иначе в ближайшее время библиотекой будущего может стать библиотека без будущего.